Фоторепортаж из городского посёлка Холопеничи – местечка с богатой, но малоизвестной для широкой аудитории историей.
Справка. Городской посёлок Холопеничи находится в Крупском районе Минской области Беларуси. Население – 1398 человек. Первое письменное упоминание о данном поселении датируется 1451 годом, согласно документу Казимира Ягеллона. Расстояние до города Минска – 148 км, до ближайшей железной дороги станции Крупки – 29 км, до ближайшего города Новолукомля – 22 км.
Главная дорога в центр. Ям и рытвин практически нет, дорога благополучна заасфальтирована. Однако средств на оборудование безопасных тротуаров, по всей видимости, не хватило.
До конца 90-х на этом месте был не просто остановочный пункт, а здание вокзала с залом ожидания. Сегодня же многие автобусные рейсы сокращены, а несколько лет назад закрыли прямые маршруты в Борисов и Минск.
“Мы тут толькі пры Брэжневе жылі добра, тады быў парадак, камунізм”, – так местный пожилой мужчина отвечает на наш вопрос о делах дней сегодняшних в Холопеничах. И просит его не фотографировать.
Очевидно, что от нынешнего политического курса властей этот житель явно не в восторге. Но почему же период советского застоя он называет хорошим временем? Может потому, что тогда он был молодым? Возможно. Но помимо этого психологического нюанса, его правду можно понять и в таком обстоятельстве – как раз в послевоенный период прошлого столетия этот городской посёлок, как и многие другие, получил новое дыхание. Тогда здесь открыли новые предприятия, построили новые жилые дома и социальные объекты, даже соорудили аэропорт с гражданским сообщением. В общем, на это место обратили внимание. А ещё в стране прекратились чудовищные массовые репрессии, жителям колхозов стали выдавать паспорта, что давало им возможность переезжать в другие населенные пункты. Одним словам, прогресс, как этому не радоваться.
Ещё в начале 90-х прошлого столетия житьё-бытье в Холопеничах оставалось весьма оживленным. Мало-мальски, но работали основные предприятия, заложенные в ту саму послевоенную советскую эпоху. Например, Холопеничский механический завод (здесь также работал пластмассовый цех), Холопеничский хлебозавод, Холопеничский маслодельно-сыродельный завод. Из них сегодня сохранился только последний, но потерял свой статус – его решили “отдать Борисову”, что значит сделать производственным участком ОАО «Здравушка-милк».
Здесь же расположился магазин, где можно приобрести свежую молочную продукцию по наиболее низким ценам.
Другие предприятия в 90-х так никто и не запустил. Вот что осталось от хлебозавода.
Помимо маслосырзавода, в Холопеничах продолжают работать: районная больница, пожарная часть, отделение Беларусбанка и Белпочты, детский сад и школа. Также функционирует Холопеничский исполком. По пятницам и субботам здесь торжественно расписывают молодоженов. Происходит это здесь, ул. Карла Маркса:
Так выглядит школьный двор:
Детский сад. Ранее здесь работала школа-интернат
Участок трёхэтажной застройки. В народе этот квартал прозвали Пентагоном
С упадком этого местечка усложнился процесс предоставления медицинской помощи. Чтобы местным жителям обратиться к узкопрофильным специалистам, им приходится ехать в райцентр Крупки, преодолевая расстояние 35 км. Вопрос расширения возможностей сельской больницы или же обустройства для этих целей полноценной поликлиники сейчас никем не подымается. Это значит, что в ближайший период качественных улучшений можно не ждать. P.S. сделать фотоснимок нового корпуса больницы не получилось – к нашей группе мгновенно вышла работница учреждения с настоятельной просьбой не фотографировать здание.
Так выглядит старый довоенный корпус больницы, который все больше приходит в аварийное состояние.
В то время, когда в Холопеничах продолжает сокращаться численность населения, все больше домов становятся опустелыми и попросту разрушаются, прямо в центре, по дороге к церкви, власти дали добро на установку Табакерки. И кто сказал, что в Холопеничах ничего не возводится?..
Направляемся на улицу Революционную. Ещё не так давно в этом деревянном здании действовала гостиница с весьма бюджетным прейскурантом цен. Как поясняют местные старожилы, гостиницу закрыли 2 года назад, теперь в этих стенах располагается диспетчерская служба. Для обычных граждан осталась доступной лишь услуга душа.
Подвальное помещение бывшей гостиницы. К слову, душевая кабинка находится не здесь.
Вообще, улицы весьма малолюдны. Повидать местных жителей можно преимущественно в магазинах.
На улицах посёлка достаточно заметен дефицит доступных водоразборных колонок. Они как бы есть, но не для всех. Со многих колонок сняли рычаги, предоставив местным жителям специальные ручки. Кто-то пошёл дальше и просто провёл такую колонку на свой участок. Времена, когда такие устройства служили свободным источником воды, почти полностью завершились. Такая же картина практически во всех населенных пунктах Беларуси. Колонка по улице Пролетарская:
А ещё, как нам стало известно, в этом году в Холопеничах закрыли единственную общественную баню. Кажется, ещё немного и здание банного комплекса постигнет участь хлебозавода.
В городском посёлке сохранилось множество типичных еврейский домов. До Второй мировой войны подавляющей частью населения Холопенич были евреи. В сентябре 1941 г. нацисты собрали еврейское население и отвели на окраину поселения, где всех узников расстреляли. Уже после войны в пустующие дома стали постепенно расселять нуждающихся в жилье граждан, в первую очередь, молодые семьи.
Также встречаются и другие узоры довоенной деревянной застройки. Увы, только жить в них сегодня практически некому.
Но разве только в период 60-80 гг. прошлого века на этой земле наступил подъём и должный порядок? Что же, до этого здесь была одна голытьба и разруха? Как свидетельствует история, на самом деле, и до прихода большевиков, в Холопеничах бурлила жизнь, да ещё какая. И как во времена Великого княжества Литовского, так даже и в период вхождения в состав России. Например, здесь проводились регулярные ярмарки и торги, работали винокуренный и кирпичные заводы, паровая мельница, действовала синагога, несколько католических орденов, униатская и православная церкви. Однако, в начале прошлого столетия, Холопеничи, как и всю страну в целом, постигла чудовищная депрессия. Первая мировая война и разрушения, красный террор, разорение и голод… А потом снова война, оккупация и разрушения.
Жаль, но сегодня только руины и скудные документальные сведения в архивах напоминают о ярких эпизодах жизни этого посёлка. Например, фотоснимки панского дворца (строение не сохранилось), большой ярмарки. А среди того, до чего ещё можно дотронуться – каменная Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1863 году. Вот она:
Таким храм был в начале 20-го века:
Помимо православной конфессии, в Холопеничах есть и протестантская церковь. Собираются верующие в здании бывшей артели.
На территории бывшего Панского сада сегодня растут яблони, а ещё здесь сохранились размашистые клёны и старинные дубы. Свято место пусто не бывает: рядом с садом холопеничское лесничество заложила Дендропарк – прототип ботанического сада.
Самый популярный культурный объект – сельский дом культуры, где каждые выходные проходит дискотека. Если внимательно присмотреться к сооружению, то можно уловить историчность его конструкции. Между прочим, это древний кляштор доминиканцев, построенный в 1703 году, частично перестроенный в начале 20-го века. Известно, что рядом с ним также находился костёл, но в 1844 году он сгорел. Когда-то велись разговоры о возвращении здания католикам – но власти на это так и не решились.
Здешние старожилы рассказывают легенду, что существует тайное подземелье, которое соединяет панский сад с местом, где раньше находился католический монастырь. Только отыскать его никому не под силу.
Удивительно, но в 2011 – 2012 г. по инициативе сельского Совета депутатов, на главных улицах Холопенич появились дублирующие таблички с перечнем их стародавних названий, которые передают исторический облик местечка. Оказывается, что до появления топонимики в честь коммунистической доктрины, улицы Холопенич носили такие имена, как Замковая, Виленская, Борисовская, Узнацкая, Ковальская и т.д.
Городской парк. В центре – памятник по случаю отмены в 1861 году крепостного права (того самого ужасного рабства).
Когда-то здесь находился памятник Ленина, но в 80-х г. местный житель Алесь Сурма оторвал вождю руку. Вскоре монумент рассыпался, и эта фигура навсегда покинула местечко. С 1993 года парк украшает бронзовый бюст выдающегося уроженца Холопенич – Адама Богдановича. В его же честь в 90-е г. власти переименовали улицу Больничную.
К слову, Адам Богданович – известный беларуский этнограф, фольклорист, историк культуры. В детстве носил имя Адольф, но в 16 лет (в связи с поступлением в семинарию) сменил имя на православное и стал Адамом.
Известно, что бабкой по материнской линии Адама Богдановича была Рузеля (Розалия Казимировна) Асьмак (годы жизни около 1822—1877) — беларуская сказительница и ведунья. Именно она была важным источником сведений для своего внука. Сделанные им записи сказок были первым беларуским букварём для его сына Максима Богдановича – одного из самых гениальных поэтов Беларуси.
Кстати, сохранилась легенда бабки Рузели о происхождении Холопенич: “Когда-то на этом самом месте было большое-большое болото. А посреди болота было озеро, посреди озера — водоворот. Как раз там, где сейчас живёт баба Ждановичиха. И жила на этом болоте ведьма — злая-злая. Заговорила она озеро, а сам водоворот заткнула горошиной. Озеро высохло и осталось только два болотца. Одно называлось Хало, а второе — Пена. Место это так и называли — Халопена. А когда между двух болот поселились люди, деревню и назвали Холопеничи”.
Старинное кладбище. Под зарослями и ветками деревьев виднеются захоронения прошлого столетия, здесь же можно повидать могилы местных долгожителей.
Рядом с Холопеничами сохранилось много аутентичных тропинок и дорог, нетронутых цивилизацией.
Вдоль всех дорог – “соломенный” креатив. Изображают крепости, мельницы, другие сооружения:
Что же, пожелаем жителям Холопенич большей гражданской активности в жизни своего местечка, сплочённости и решительности! Уверены, что этот край заслуживает большего! И имеет для этого все предпосылки!
Очень забавно автор рассуждает о жизни бел поселка. Как будто диктатура, нищенские зарплаты и отсутствие всех свобод каким-то чудом должны обойти этот поселок. Как будто жители должны сами построить заводы, фабрики и установить колонки. Как будто кому-то интересно приехать туда из большого города, поселиться в аварийном доме и жить без мед помощи, без общественного транспорта, без нормальной работы в конце концов! Я уже не говорю про современные кафешки и рестораны, 5G, спа, бассейны итд.