Недавнее происшествие, когда на бывшем еврейском кладбище в р-не улицы Коллекторной, были варварски вырыты могилы, у многих граждан вызвало возмущение и негодование. Тем более, что этот народ совсем не чужой для Минска и страны в целом. Как же так можно…
В связи с этим важно напомнить (а кому-то узнать впервые) об истории еврейской общины нашего Минска.
Перед самым началом Второй мировой войны Минск был считался наполовину еврейским городом: по разным данным, от 46 % до 52 % жителей города являлись евреями. Всего в Менске (он тогда так назывался) жило около 240 тысяч человек, а по некоторым подсчетам, евреев здесь было не менее 100 тысяч. Жили они по всему городу, смешиваясь с местными жителями, в отличие от Рима или Праги. Тогда там были традиционными еврейские кварталы, с закрытыми общинами. А вот до революции, национальная принадлежность в Российской империи, черте оседлости, отождествлялась с религиозной. Иудеев среди минчан было же примерно, столько же, сколько лиц православной и католической веры. Сегодня действует всего лишь одна, построенная еще в 1913 году (Ул. Даумана 13б). Есть и синагога на улице Кропоткина, но она другого направления в иудаизме. Есть также и бывшие синагоги, самая известная – Русский театр, что на улице Володарского. Он строился, как синагога, в начале ХХ века.
Евреи в Менске появились еще в XIV веке — их пригласили как силу для восстановления городской экономики.
Переселенцам тогда было запрещено владеть землями, поэтому налоги они платили золотом, а не натуральными товарами, как большинство. В XV веке евреев изгнали из ВКЛ на 6 лет. Но потом позволили вернуться — уже навсегда.
Евреи — наиболее стародавние некоренные жители Беларуси. По некоторым данным, впервые в Беларуси они появились в конце четырнадцатого века. Историк и этнограф Иосиф Ярошевич сообщал, что в восемнадцатом веке, на каком-то из еврейских кладбищ в Лиде был найден надгробный камень, датированный 1170 годом. Уже в XVI веке на территорию Беларуси евреи стали переселяться массово. Причем не только бедняки, но и зажиточные и даже очень богатые люди. В 1649 году еврейская община Менска имела двадцать один участок земли, еще и десять торговых лавок, синагогу с тремя домами, баню, кладбище. В итоге к концу девятнадцатого века их на территории пяти беларуских губерний (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской) проживало более 1 200 000 человек. И они здесь были второй по численности национальной группой местного населения, проживающей в подавляющем большинстве в городах и небольших местечках. Этому способствовала граница черты оседлости, существовавшая в Российской империи с 1792 по 1917 гг. Евреям в те времена разрешалось селиться только в тринадцати губерниях России.
Наиболее значимые места и культовые здания иудейской конфессии на территории Минска:
– ул. Володарского, 5 — Главная Хоральная синагога (1906). Была главной синагогой города до 1921 года. С 1921-1941 гг., и в 1948 г. — в здании действовал еврейский театр. Ныне здесь Национальный драматический театр Республики Беларусь. Красивая, и в мавританском стиле, хоральная синагога строилась в 1901 – 1905 годах. В 1923 году ее переоборудовали под клуб. В нем читались лекции, демонстрировались фильмы. На базе клуба был открыт первый в городе Дом культуры. Позже здание передали в аренду Белгоскино. Здесь работал кинотеатр «Культура» рассчитанный на 1200 зрителей. В день его открытия, в 1926 году, состоялась премьера первого белорусского художественного фильма — «Лесная быль» (по сценарию Максима Чарота). В разные годы здесь выступали Маяковский, Утесов, Церетели, Яунзем. Во время войны здание горело. Его восстановили, но перестроили весьма неузнаваемо.
– ул. Немига — место каменной синагоги (1573 год). Являлась первой и самой старой каменной синагогой в Менске. Действовала до 1924 года; была разрушена в 1965 году. Как и многие другие храмы, этот храм до наших дней не сохранился. Теперь на том месте возвышается многоуровневый паркинг на улице Немига. А ведь еще двадцать лет назад от нее сохранялся фундамент. Но теперь нет и его…
– по улице Димитрова, 3, вплоть до 2001 года. Она была построена в 70-е годы XIX века на средства еврейской общины города. В этом здании размещалась синагога, библиотека, школа. В 1919 году, когда Менск (после ухода немцев) был оккупирован польскими войсками, она потерпела от антисемитского погрома. Восстановленный стараниями людей еврейский храм действовал до 1924 года, пока его не закрыла советская власть. В годы Второй мировой здание сожгли гитлеровцы. Однако оно было восстановлено, и отдано под творческую мастерскую известных белорусских художников — Витольда Белыницкого-Бирули, Виктора Марковца и т. д.
– ул. Богдановича, 9а (Троицкое предместье). Синагога мещан «Китаевская» (1874 год). Являлась центральным молитвенным местом для евреев мещанского сословия Менска. Бывшая хасидская синагога. Ныне это Дом природы.
– ул. Витебская, 10 — Еврейская школа (1888 год). Являлась и центральной иешивой для подготовки раввинов на сто шестьдесят человек. Была закрыта в 1921 году. В наше время в его стенах разместился ресторан и кафе «Раковский бровар».
– ул. Витебская, 21а — Талмуд Тора (1880 год). Еврейское учебное заведение.
– ул. Раковская, 24 — Синагога «Зальцмана» (1864 год). Построена на средства купца Зальцмана для бедных евреев города. В советский период здесь располагался клуб, кинотеатр, Дом пионеров. В наше время в здании расположилась детская и юношеская школа олимпийского резерва по шахматам и шашкам.
– Раковская, 14 — Дом Рубинштейна. Здесь находилось второе одноклассное приходское училище. Сейчас в здании Комитет строительства и жилищной политики Минского городского исполнительного комитета. Здесь же был и кляштор кармелитов. Его разобрали царские власти в середине XIX века.
– Раковская, 17 — здание восемнадцатого века. Сперва здесь функционировала синагога, а после — танцевальный зал, затем — кинотеатр. Известно, что в 1906 году здесь проходили собрания революционеров.
– ул. Даумана, 13б — Главная Синагога (1913 год) и резиденция главного раввина Беларуси. Возобновила работу в 1994 году.
Места массовых казней на территории города
– ул. Мельникайте — Мемориал «Яма» (1947 год). Место расстрела минских евреев в 1942 году. Памятник установлен в 1947 году, а сама скульптурная композиция — в 2000 году. Это самое известное, но далеко не единственное, и не самое массовое место казни евреев в Минске. Кстати, это единственный памятник в Минске с надписью на идише.
– ул. Коллекторная — Еврейское кладбище, (1868 год). Действовало до 1946 года. В 1972-м было частично уничтожено. В 1990-м уничтожено полностью. Также это место расстрела евреев в годы войны. До нашего времени здесь чудом сохранилось около 15 памятников. Здесь же в парковой зоне установлено несколько памятников уничтоженным во время Второй мировой евреям из Германии (Гамбург, Бремен, Прага, Дюссельдорф).
– д. Малый Тростенец — место уничтожения евреев всего мира во время Холокоста (1941–1944 гг.). Здесь были уничтожены евреи из Чехии, Германии, Австрии, Польши и окрестностей Минска общим числом примерно 150000 человек.
– В память о жертвах геноцида был установлен памятник вблизи кладбища на Кальварии. Насколько точным, с исторической точки зрения, является это место, сказать трудно. Если вблизи Кальварии и были тогда расстрелы, то погибла здесь меньшая часть узников гетто. Но очень много обитателей гетто, было расстреляно в километре от этого места, в урочище Тучинка (промышленная зона в районе улицы Харьковской и также район Тучинского сквера). Здешние водоемы, не что иное, как бывшие карьеры. Именно в них и проходили расстрелы. Однако после войны эта территория изменилась до неузнаваемости, где покоятся кости убитых евреев, определить сложно.
– Вблизи станции Масюковщина находится ещё один памятник расстрелянным евреем, что имело место в самом концлагере в д. Масюковщина. После войны, в те самые здания вернулись военные казармы и находились там вплоть до 2013 года.
Известные места захоронений
До революции в Минске существовало несколько еврейских кладбищ. Самое старое располагалось в районе нынешнего сквера на стадионе «Динамо». Там хоронили вплоть до 1840 года. Поскольку первое из трех еврейских кладбищ находилось в черте города, то захоронения там прекратились.
Еще одно кладбище находилось примерно между улицей Ленинградской и площадью Независимости. Число еврейского населения стремительно росло, и городское управление решило выделить новый участок под кладбище — на южной окраине Минска, где позже построили городок БГУ. Кладбище было основано в 1840-х годах и просуществовало около 30 лет. Российские власти даже обнесли эту территорию забором и не трогали. Теперь там располагается Белорусский государственный университет. Уничтожили кладбище в 1920-х годах, в связи со строительством БГУ, как и кладбище, на месте сквера стадиона «Динамо». Так решили советские власти. Позднее стали уничтожать и другие некрополи Минска: татарское, немецкое, златогорское, сторожевское, братское, варфоломеевское и другие.
Одно из последних из числа еврейских кладбищ находилось в районе пересечения улиц Сухой и Коллекторной (до 1934 года она называлась Еврейской).
Наконец, нужно отметить тот факт, что многие старейшие минские предприятия были основаны предпринимателями евреями и некоторое время им же принадлежали. Например, Рохля Фрумкина, основательница пивзавода в Сторожевке, братья Леккерты, которые владели этим предприятием позднее. В Ляховке – завод цепей Галля, дрожжевой завод. Машиностроительный завод на Кошарах, ныне, это район улицы Красноармейской. Он был основан ещё в далеком 1891 году, в предместье Кошары предпринимателем Якобсоном. После переворота 1917 года, предприятие национализировали и расширили. В 1934 году завод назвали в честь Кирова. Памятник Кирову можно и сегодня увидеть у входа на завод.
Многострадальный народ. И гостеприимная беларуская земля. Как же это примечательно, и это тоже важно помнить, что первым президентом Израиля стал еврей, живший у нас. Его имя — Хаим Вайцман.
Так не стоит же выкапывать из земли древние памятники, как-то глумится и не замечать, недооценивать и забывать вклад еврейского народа в наше развитие и становление, быт и жизнь. Всё это наша история, которую, как и родителей, не выбирают. Аминь.