О музее Янки Купалы и «Утраченных обличьях»

Недавно посетил выставку, которая меня потрясла. 

Выставка называется «Утраченные обличья», будет длиться до 2 декабря 2017 года в Литературном музее имени Янки Купалы. Она, как и сам музей стоит того, чтобы ее посетить. Убеждён, музей Янки Купалы непременно должны посетить все жители Минска! Он уникален, здесь хранят память о великом Песняре земли беларуской.

Для начала, расскажу о самом музее. В этом году он обрел, можно сказать, новое дыхание. Здесь прошло немало интересных мероприятий. И это не удивительно, ведь в этом году мы отметили славный юбилей – 135 лет назад, в Вязынке, родился народный поэт и песняр Янка Купала.

Сегодня музей работает без отрыва от посетителя. Предыдущая экспозиция была создана в 1976 году. С тех пор появились новые материалы о творчестве Янки Купалы, изменилась страна, развилось музейное дело… Чтобы посетитель не забыл дорогу в музей, его закрывать на ремонт не стали. Он работает и реконструируется. В 2012-м, юбилейном купаловском году, открылась первая очередь новой экспозиции. Потом вторая и третья. 

Музей – окно в жизнь Купалы. Можно видеть газеты в которых он печатался, дома, где он жил, Вязынку, Минск, Вильно, Петербург (1913 года). Научная концепция экспозиции создана исключительно сотрудниками музея. Автор архитектурно-художественного решения — минский дизайнер Александр Давидович, который победил пятерых претендентов, потому что сумел изобразительными средствами передать главный образ, прописанный в концепции, — «шлях», или путь, которым прошел Купала от рож¬дения до смерти. Своеобразной метафорой «шляха» являются верстовые столбы. 

Многие экспонаты обрели новую жизнь. Интерьер комнаты, в которой жил Купала в Санкт-Петербурге в 1909-1913 годах, мало изменился. Оконная рама — настоящая, аутентичная, привезена в 1970-х. Александр Давидович нашел пейзаж Санкт-Петербурга, который видел поэт из этого своего окна, распечатал фотографию. Взор через столетие глазами Янки Купалы…

Также можно окунуться в стародавние Купалье в инновационном 3D-формате. Посетитель получает специальные 3D-очки и погружается в атмосферу древнего народного праздника Купалье, видит костры, венки, плывущие по реке… Ему становится понятно, почему Иван Луцевич взял псевдоним Купала, а нам с помощью мультимедийных технологий это легче объяснить. Вообще, мультимедия дает возможность также полис-тать уникальный альбом шурина Купалы Викентия Станкевича с фотографиями дорожно-строительного отряда, в составе которого поэт служил в Первую мировую. Точно так же, не выходя из здания, можно посетить купаловские места — Вязынку, Окопы, Левки, Яхимовщину…

Кстати, о купаловских местах. В 1997 году был открыт филиал в Яхимовщине. Там находиться бровар (1887 года постройки), в котором в 1905-07 годах работал Янка Купала и дом, в котором он жил. Можно подойти к двери и дернуть за клямку, как это делал он. Потрясающие! В 1997 году здесь открыли филиал музея (сейчас это Молодечненский район Минской области). В том же Молодечненском районе, находится старейший филиал (с 1971 года) музея Янки Купалы – Вязынка, его родина и место рождения. Здесь он провел свои детские и юношеские годы. Сейчас Вязынке присвоен статус заповедника. Деревня удачно находиться на железнодорожной линии, к ней можно добраться электричкой. В нескольких километрах отсюда, в селе Радошковичи, в костеле, крестили Янку Купалу. В другом районе Минской области, Логойском, в 1999 году, был создан, филиал музея Янки Купалы, Окопы. Здесь в 1911-15 годах, Янка Купала, создал около восьмидесяти произведений (стихов и драм), а, кроме этого, и множество переводов. Сейчас Окопы — это часть деревни Хордженцы. Ну и наконец, Левки (Оршанский район Витебской области). Это также музей-заповединик (с 1988 года). Каждое лето, с 1930 по 1941 год Янка Купала отдыхал в Левках. 

Правда, не все так гладко и справедливо – в одном важном месте до сей поры нет филиала музея Янки Купалы. Это деревня Старая Белица (Сенненский район Витебской области). Здесь находится усадебный комплекс, второй половины девятнадцатого века, который включает остатки лома, парк и хозяйственную зону. Ризалиты и первый этаж башни обложены рустом. Но здание в наши дни разрушается, все быстрее и быстрее. Жаль. А ведь именно здесь, с 1903 по 1904 год жил и работал в конторе помещика Святского Янка Купала. Хотя бы только поэтому усадьбу следует сберечь!

Не будем о грустной политике. В музее Янки Купалы появилась интерактивная зона. Стихотворение «Хлопчык і лётчык» помните? «Вазьмі ж мяне, лётчык, хачу я / Пабыць у лю¬дзях, паглядзець, / Як месяц на небе начуе, / Як блукае ў лесе мядз¬ведзь… ». Посетитель может примерить настоящий парашют и, как бы спус¬каясь с небес, увидеть леса, животных сквозь стеклянный пол… 

В этом зале находятся макеты самолетов, которые смастерили участники конкурса «Мара». Пройдут годы, ребенок вырастет, приведет своих детей в музей и, указав на экспонат, скажет: «Вот этот самолетик сделал я… ».

Не так давно появилась сцена — мини-театр. На его сцене будут выступать поэты, артисты, музыканты. Станут демонстрировать видеозаписи спектаклей по произведениям Янки Купалы «Паўлінка», «Тутэйшыя», «Раскіданае гняздо», «Сон на кургане», «Адвечная песня». Подготовлены манекены в костюмах из этих пьес. Уже установлена уличная тумба с афишами, в ней есть окно театральной кассы, куда вмонтирован экран. А на экране —снимки из коллекции купаловских постановок по всему миру.

Почти четверть века, с 1919-го по 1941-й, Янка Купала был жителем Минска. Поэт считал его родным городом. В новой экспозиции выделен Минск отдельной строкой. Купала — гениальный поэт, академик и… гостеприимный хозяин своего минского дома. У него был чудесный палисадник и огород, где он выращивал свои розы, и культивировал сою… 

Недавно коллекция пополнилась тремя автографами Янки Купалы. Дочь Новикова-Прибоя Ирина Алексеевна передала две книги Янки Купалы и фотографию поэта, где он написал: «На добры ўспамін аўтару «Цусімы». 

Ведется поиск в архивах аудиозаписей Купалы. Голос его в музее иногда звучит — поэт читает свои стихи. Но записей мало, есть надежда на удачу…

К слову, в Минске всего пять литературных музеев. Купаловский по старшинству здесь первый и второй в стране — после Дома-музея Адама Мицкевича в славном и древнем Новогрудке. Здесь хранятся 562 рукописи Купалы. В структуре музея 22 коллекции, одна из них — художественная. Прижизненные портреты Купалы кисти Дмитрия Полозова, Якова Кругера… По официальным данным, коэффициент полной посещаемос¬ти музея и его филиалов высокий (120 тысяч человек в год), Купаловский входит в двадцатку самых посещаемых музеев нашей страны.

Янка Купала родился в июне и погиб в июне. Что произошло в тот роковой вечер 28 июня 1942 года в гостинице «Москва»? Этим летом исполнилось семьдесят пять лет со дня страшной гибели поэта. Не будет ли наконец снят гриф «секретно» с материалов следствия? Долгое  время вообще не было никаких документов о смерти писателя и только в 1998 году, когда Международный фонд Янки Купалы и музей сделали официальный запрос в ФСБ России, была получена  копия спецсообщения 1942 года на имя Сталина, Молотова и Берии о смерти Янки Купалы. Там сказано, что расследование проводит военная прокуратура города Москвы. Следствие наверняка было. Должно было быть, ведь погиб не кто-нибудь, а народный поэт, академик, депутат. Но где могут находиться эти материалы? Кто только их не искал, но безрезультатно. В экспозиции музея есть фрагменты здания гостиницы «Москва», их забрали, когда гостиницу сносили. Это двери 414-го номера, в котором жил Купала, ступеньки, часть парапета, через который он падал… Но нет документов о том, как и почему Янка Купала упал в лестничный пролет гостиницы между 9-м и 10-м этажами. Существуют  три версии. Первая — несчастный случай. Но… Когда проживавшие в «Москве» Михась Лыньков и другие беларуские писатели в тот вечер выбежали из своих номеров, то увидели ботинок Купалы, который остался лежать на лестничной площадке. К тому же перила были довольно высокими. Вторая версия — самоубийство. Некоторые говорят: у Купалы была попытка самоубийства, значит, он мог и второй раз… В том-то и дело, что не мог! В 1930-х он был измучен ночными допросами и знал, что в Москву ушел циркуляр, в котором врагом народа под номером один стоял Янка Купала. Вторым номером — Якуб Колас. И совсем другое внут¬реннее состояние было у поэта в ¬1942-м. Он жил в эвакуации в поселке Печищи под Казанью. Его творчество получило мощный импульс: Купала боролся с врагами своим пером, поддерживал боевой дух наших бойцов. Если в ¬1930-е он писал в основном «дрындушки» — это его слово, произведения на злобу дня, чтобы только остаться живым, а также занимался переводами, то в военные годы поэт раскрылся как яркий публицист. Не было уныния и деп¬рессии в нем. Его друзья-писатели, вспоминая июнь ¬1942-го, говорили: готовясь к 60-летию, Купала был полон планов. Завершал работу над книгой переводов своих стихов для детей на русский язык. Был уверен: родную Белоруссию скоро освободят. Третья версия — убийство. Скорее всего, политическое. Чем-то Купала не устраивал систему. В беларуском обществе Купала был крупной фигурой. Только один факт: до войны его порт¬реты висели почти в каж¬дом доме без всякого на то указания сверху. Фашисты, тогда, оккупировав Минск, переименовали улицу Октябрьскую, на которой стоял дом Купалы, в улицу Ивана Луцкевича, деятеля БНР. Возможно, в Москве решили, что ее переименовали в честь Купалы. Но ведь он не Луцкевич, а Луцевич! Кстати, в копии того единственного документа, который музей получил из ФСБ, тоже значится Луцкевич, а не Луцевич. Ошибка? Опечатка? Или сознательный намек? Возможно, Янка Купала остался бы тогда в живых, если бы его сопровождала жена. Владиславе Францевне не дали разрешение на въезд в Москву. Именно в этот раз. Хотя раньше, в предыдущих командировках она была рядом с мужем. На экскурсии, разу¬меется, больше говорят о детстве и юнос¬ти поэта, о том, как развивалось его творчество. Несмотря на то что музей один из старейших литературных хранилищ страны, он очень современен. Например, с помощью новых IT-технологий в кабинете гостей встретит… сам дзядзька Янка. Как будто поэт только что получил из типографии книгу и листает ее… А потом мы сядем в комфортабельный автобус и поедем по живописным купаловским местам. В Окопах увидим памятник «Молодой Купала», в Вязынке на традиционных вячорках потанцуем, споем, угостимся чаем из трав, собранных здесь же…

Вернёмся к выставке «Устраченные обличья». Она по-своему уникальная. Это проект-мемориал, посвященный беларуским писателям, которые пострадали от репрессий 1920-х –1950-х годов. Открывает выставку картина Михаила Басалыги «Печальная повесть Беларуси» (1988 года). На слайдах можно узнать имена репрессированных и погибших писателей, поэтов, деятелей культуры. Это Зарецкий, Некрашевич, Сукало, Тодар Кляшторный, Головач, Зяма Пивоваров, Моряков, Игнатовский, Жичко, Сологуб, Дудар, Дворчанин, Касперович, Кульбак, Мазуркевич, Жданович, Таубин… На стендах книги поэтов. Вот произведения Михася Чарота «Солнечный поход», «Босые на огне», А. Дудара «Беларусь бунтарская», М. Лужанина «Первомайская улица». На выставке можно видеть вещи, найденные при раскопках в Куропатах. Они были переданы коллегами из Национального музея истории и культуры. Здесь гребень, перчатки, туфли, очки, кружки. Вот фотография членов беларуского литературного объединения «Молодняк». Кто бы сомневался: большинство членов «Молодняка» было репрессировано. Есть фотография членов Союза писателей 1931 года, на ней изображены шесть человек, из которых, было репрессировано пять. Не тронули лишь Козловского. Но, в ожидании ареста, он сошел с ума. Другие фотографии тщательно ретушировали. Так на фотографии 1913 года, которая изображала премьеру «Павлинки», впоследствии изъяли (затерли), лицо Аркадия Смолича. Опасными становились и книги. Можно видеть произведение Янки Купалы «Жалейка-гусляр» с автографом М. Горецкому. Да, Горецкий также был репрессирован. В музее не случайно хранятся протоколы допросов, подписанные рукой Купалы. В некоторых местах протоколов записано, что Янка Купала «не хочет идти на сотрудничество со следствием». Выставка не зря открылась в Литературном музее Янки Купалы. Сам поэт избежал, чудом, участи многих своих друзей (Прищепова, Цвикевича, Язэпа Пущи). Но в 1933 году, во время печально известного дела «Союза освобождения Беларуси», Янка Купала сделал попытку своего самоубийства, после допросов в ОГПУ. Семья поэта также пострадала. Была раскулачена мать поэта, Бенигна Луцевич и его сестры. Выставка посвящена и, в том числе, Дмитрию Жилуновичу (Тишке Гартному). Жилунович подписал декларацию об образовании ССРБ. Но потом, после ареста, погиб, при не ясных обстоятельствах, в Могилевской областной психиатрической больнице.

На стенде можно видеть полотенца, один из которых Максиму Горецкому вышивала мать, другой Михасю Чароту его тетя. Среди самых трепетных вещей, ветка, засушенная Владимиром Дубовкой, которого не раз ссылали.

На инсталляции «После обыска», переброшены вещи, раскиданы книги. На листике бумаги, можно прочитать стихи Алеся Дудара «Посекли край наш».

1937 – самый страшный период сталинских репрессий. Именно тогда был спешно расстрелян цвет нации…

Иронией выглядит открытка, ИЗ АРХИВА Михася Чарота. На ней дата – март 1917 года. Кого-то освобождают из тюрьмы, после Февральской революции. На открытке написано: «Товарищ, вы свободны». Какой ужасный смысл обрели эти слова во время кровавых репрессий 1930-х гг.

Вам таксама можа спадабацца

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *