В дореволюционном Минске кладбищ было множество: православные и католические, еврейские и татарское, даже немецкое. Каждое хранило память о своей эпохе…
Как правило, все они находились на холмах – ближе к Богу. На сегодняшний день в Минске сохранились лишь два погоста: католическая Кальвария и православное Военное кладбище. Теперь они закрыты для захоронений, но открыты для всех посетителей, чем не музей под открытым небом?
Кальвария – самое древнее из сохранившихся кладбищ
По официальной версии, минская Кальвария открылась в 1830 году, по другой – этому пантеону 600 лет! Площадь – около 14 гектаров. Кладбище находится на возвышенности («кальвария» в переводе с латинского – «череп», «лысая гора»), до 70-х г. прошлого века являлось окраиной Минска.
Самые известные могилы – семейства Войниловичей, благодаря которым в начале двадцатого века появился костел святых Сымона и Алены, выбивающийся из «канцелярского» стиля площади Независимости. На Кальварии нашли успокоение художник Ян Дамель, поэт Янка Лучина (Иван Неслуховский). Но более всего – это собрание известных шляхетских родов беларуского края. Стоит только всмотреться в надписи на могильных плитах: Ваньковичи, Вариводские, Виткевичи, Гайдукевичи, Григоровичи, Гинтовты, Гинцы, Горватты, Дзейки, Довнары, Доршпрунги, Жуковские, Кимбары, Кобылинские, Камоцкие, Матусевичи, Монюшки, Новицкие, Пацевичи, Петрашкевичи, Пячулисы, Реуты, Римашевские, Римши, Сабилы, Селицкие, Сенкевичи, Станишевские, Стефановичи, Хрептовичи, Чечоты, Шабловские, Шумейки, Шунейки, Юревичи, Эйсмонты, Янушкевичи и т.д.
Замысловатая архитектура Кальварии характеризует архитектуру и эпоху в зодчестве конца XVIII – начала ХІХ веков. Ворота кладбища – классицизм, гробницы шляхты – историзм, и, даже, модерн, а костел, построенный в 1840 годах – неоготический стиль и эклектика. На костеле ясно видны надписи на польском и латинском языках. Кстати, в послевоенное время этот костел был единственным действующим католическим храмом Минска. В 1990 году он, и все кладбище, были взяты под охрану государства, как памятник культуры.
Военное кладбище – еще один пантеон муз
В 1848 году городские власти выкупили у помещиков Ваньковичей часть их земель. На них открыли Военное кладбище, место захоронения воинов. С 20-х годов ХХ века, к ним присоединились партийные деятели высокого ранга, ученые, писатели, музыканты… Настоящий музей!
В центре пантеона – православная церковь Александра Невского, которая была сооружена в честь побед русской армии над Османской империей в войне 1877 – 78 годов. Война тогда шла за освобождение Болгарии от турецкого ига. Здесь были похоронены как офицеры так и простые солдаты. Рядом с их захоронениями находится памятная доска русским воинам.
Вообще, военное кладбище делится на две части – “старую” и “новую”. В “старой” тихо и сумрачно из-за листвы многолетних деревьев. Здесь похоронена почти вся культурная элита БССР. Среди них – солист оперной сцены А. Арсенко, чей барельеф на лире сразу останавливает взгляд. А также “страшненькая”, если можно так выразиться, усыпальица Нестора Соколовского, сочинившего Государственный гимн БССР. В сравнении с этой могилой, памятник Александру Червякову, более скромный. Он в 20-е – 30-е годы прошлого века был первым лицом в республике, но попал под каток сталинских репрессий. В ожидании ареста, Червяков покончил самоубийством.
В “новой” части кладбища похоронены преимущественно погибшие воины Красной армии. Примечательно, в основном, здесь покоятся те, чьи родственники остались за пределами Беларуси.
Не зарастает народная тропа к семейным усыпальницам Янки Купалы и Якуба Коласа. Причем, Купала, из мягкой бронзы на фоне блоков, эдакий сельский интеллигент а, песняр, Якуб Колас, уверенный в себе “беларуский мужик”.
Захоронения на Замчище – самом древнем из кладбищ города Минска
Самое древнее из кладбищ Минска находится в районе Дворца Спорта, а именно, на проспекте Победителей, около фундамента маленькой церкви. Вероятно, её строили датчане в далеком XI веке, когда наша землячка, княгиня София Володаровна, внучка первого минского князя Глеба, стала королевой Дании. Правда, церковь тогда так и не достроили, но её стены стали усыпальницей для местной аристократии.
В пятидесятых годах было выкопано два десятка дубовых саркофагов из могил при этой церкви, при которых были найдены крестики, браслеты, ножи… Саркофаги передали в музеи, а останки покинули в земле. Кажется, это лучше, чем, если бы тогдашние советские правители их уничтожили или бросили на окраину города в одну общую яму.
Свято-Юрьевское кладбище и захоронения монахов в городе Минске
Там, где сейчас стоит Дом Профсоюзов, некогда был городской вал. Горка, что есть сейчас, когда-то была специально насыпана. Посреди Октябрьской площади шла улица Свято-Юрьевская – во дворах Дворца Профсоюзов остались два дома. По документам XVI века на том месте стояла церковь Святого Юрия, а при ней был большой погост, как раз на краю, где был музей Великой Отечественной и Дворец Профсоюзов.
Под костелом святого Иосифа, где сейчас находится архив, еще недавно лежали могилы отцов-бернардинцев и ксендзов. Когда отстраивали униатскую церковь Святого духа в Верхнем городе, были найдены кости. Власти решили найденное не оставлять – останки перезахоронили на военном кладбище, в одной братской могиле…
Кладбище при бенедиктинском монастыре (Генеральная прокуратура)
Древнее минское кладбище находилось в современном квартале проспекта Независимости — улиц Комсомольская — Интернациональная — Ленина. В 1960-х годах монастырь и костел св. Войцеха, к которым оно относилось, были снесены, а на этом месте построили Генпрокуратуру, также кинотеатр «Победа». Кладбище здесь функционировало, по данным Ивана Сацукевича, примерно с XVI века до середины или конца XVIII века. Сейчас на этом месте ни осталось ничего, чтобы напоминало о нём.
Сторожевское и Братское кладбища в районе Старовиленского тракта
Сторожевка, в дореволюционное время, была северной окраиной города. В те времена здесь возникло кладбище – самый старый православный погост на территории Минска. Сегодня об этом говорят лишь несколько могил, а также церковь Марии Магдалины, построенная в 1847 году. Решение о сносе этого кладбища было принято в связи с послевоенной реконструкцией района. Его сровняли с землей, это произошло в середине 1970-х годов.
Широкая трасса Сторожевской улицы разрезает бывшую территорию кладбища примерно пополам. В 1970-х годах мародеры активно раскапывали могилы, рыли «норы», искали оружие похороненных офицеров царской армии, ордена из драгоценных металлов…
Недалеко от Сторожевки находился еще один некрополь. Это так называемое Братское православное кладбище. Оно было открыто в Минске в 1914 году и стало местом захоронений солдат российской армии, погибших во время Первой мировой войны. А вот после Второй мировой войны Братское кладбище уничтожили, а на его месте возник скотный рынок. Позднее, в народе его назвали «блошиный», «птичий». Рынок просуществовал до 1996 года, теперь же это квартал стал местом престижной застройки. Но кладбище не исчезло бесследно – в нулевых годах здесь был сооружен памятный мемориал в память о жертвах Первой мировой.
Золотогорское кладбище – здесь хоронили погибших от эпидемий
На перекресте Борисовского тракта, дороги в Слепянку и дороги на Долгий Брод, в XVIII веке возникло католическое кладбище. Хоронили на кладбище, в основном, погибших во время эпидемий. Холера особенно свирепствовала в 1848 и 1853 годах. Что ни холера – то новый лес крестов. Таких в городе было множество, например, Золотогорское кладбище.
Откуда название Золотая Горка? По легенде, ксендз, отпевавший очередного покойника, снял с себя верхнее облачение, положил на него несколько золотых монет. На эти деньги был построен костел святого Роха (он же костел святой Троицы). Он был сооружен в 1864 году, по проекту архитектора М. Сивицкого.
Комаровское кладбище (закрытое бывшее депо на проспекте Машерова)
В период середины XIX века, кладбище располагалось примерно в районе сегодняшнего пересечения проспекта Машерова и улицы Красной, на территории закрытого троллейбусного депо. Это было небольшое кладбище, третье православное в городе. От него до наших дней ничего не осталось, его снесли перед строительством депо, а захоронения так и остались под землей.
Сегодня закрыто и само депо, из официальных источников известно, что площадку продали на аукционе за 8,8 миллиона долларов. На этом месте запланировано возведение элитного жилья и бизнес-центра.
Варфоломеевское кладбище (сквер Комбината силикатных изделий)
Здесь покоятся беженцы периода Первой мировой войны. Рядом с местом находились уже снесенные Брестский и Виленский вокзалы. Умирающих людей снимали с поездов и отвозили сюда. Рядом же находилась инфекционная привокзальная больница — часть погребенных была оттуда.
Сейчас на данном месте незастроенная территория — сквер, а рядом — руины Комбината силикатных изделий (близ улицы Минина). По данным картографических материалов, определено, что само здание построено не на месте захоронений, а рядом.
Еврейские кладбища (на месте стадиона «Динамо», университета БГУ и небольшого сквера по улице Сухой)
До революции в Минске существовало несколько еврейских кладбищ. Самое старое располагалось в районе нынешнего сквера на стадионе «Динамо». Там хоронили вплоть до 1840 года. Поскольку первое из трех еврейских кладбищ находилось в черте города Минска, захоронения там прекратили… Еще одно кладбище находилось примерно между нынешними улицей Ленинградской и площадью Независимости. Число еврейского населения стремительно росло, и городское управление решило выделить новый участок под кладбище — на южной окраине Минска, где позже построили городок БГУ. Это кладбище было основано в 1840-х годах и просуществовало около 30 лет. Городские власти даже обнесли эту территорию забором и решили не трогать. Ныне здесь – Белорусский государственный университет. Уничтожили кладбище в 1920-х годах, в связи со строительством БГУ, как и кладбище, на месте сквера стадиона «Динамо».
Более новое, из числа еврейских кладбищ, находилось в районе пересечения улиц Сухой и Коллекторной (до 1934 года улица называлась Еврейской). В период второй мировой войны на этом месте было гетто, немцы сюда свозили со многих уголков захваченных земель евреев. Здесь их ждала смерть…
Приду в город, город на погосте, здесь лежат кости…
В 1972 – 73 годах некрополь был уничтожен. На месте могил советские власти открыли … развлекательную площадку со спортивным стадионом.
Удивительно, некоторые могильные плиты чудом сохранились и по наши дни.
Татарское кладбище в районе завода холодильников «Атлант»
В 1960-х годах варварски было разрушено старинное татарское кладбище. Находилось оно в районе улиц Грибоедова и Татарской. Здесь теперь тоже сквер. Из всех могил сохранилась лишь одна – Х. Александровича, активного участника подполья в Минске. 3 года назад на месте кладбища была открыта мечеть, единственная в городе.
Лютеранское кладбище на улице Либкнехта в Немецкой слободе Минска
На улице Карла Либкнехта, недалеко от Лютеранского сквера, расширяют дорогу, чтобы разгрузить проспект Дзержинского и построить транспортное кольцо. Но чиновники то ли забыли, то ли не учли, что на этом месте, прямо напротив жилых домов, было кладбище. Потом его, правда, превратили в небольшой парк, оставив останки в земле. Часть останков раскопали рабочие во время нынешней стройки. До недавнего времени, прямо на разрытой дороге, лежал надгробный камень 1872 года, рядом же траурный венок и несколько листов А4 с призывами «Спынiце будаванне дарогi на чалавечых костках»…
Общественные активисты рассказали о судьбе останков: их перезахоронили на Западном кладбище и даже установили памятную плиту. За этой историей с самого начала следили активисты МОО «Историка». Только после их просьб, сами надгробные камни кладбища, не стали, вроде бы, вывозить на мусорку, а были сохранены. Позже районная администрация сообщила: найденные останки эксгумировались и до окончательного решения, находились на территории Минского крематория. Позже активистам сообщили: останки были кремированы и перезахоронены на Западном кладбище. Там поставили маленький казенный обелиск. Остался вопрос о судьбе надгробных камней, также найденных на месте лютеранского кладбища. Краеведы обращались в управление идеологической работы Минского городского исполнительного комитета, с просьбой установить на месте лютеранского кладбища мемориал.
Согласно истории, тогдашние склепы были огромные, а само кладбище было весьма мрачное: высокий забор, огромные деревья, все в зарослях кустов, дефицит света. По воспоминанию сторожил, многие люди это место старались обходить стороной. Местные до сих пор этот сквер называют «костями».
Вообще, а когда появилось данное кладбище? По одной из версий в XVIII веке, по другой – в начале XIX века. Но как существующее, оно зафиксировано уже в первой половине XIX века. Как минимум – кладбищу 200 лет, как максимум – может быть больше трехсот. Лютеране жили в Минске и в конце XVII века и где-то же их хоронили, потому, возможно, кладбище существовало и тогда.
До прихода советской власти кладбища делили по конфессиям. В районе улицы Карла Либкнехта тогда хоронили лютеран (это немцы по национальности), потому кладбище и лютеранское. Немцев-католиков, которые также жили в Минске, хоронили на католических кладбищах. После революции 1917 года такие ограничения сняли, и на лютеранском кладбище стали хоронить всех: и католиков, и православных. Точно известно, что именно там была могила врача Вильгельма-Павла Даниловича Гинденбурга. Он был известным в XIX веке доктором, акушером, президентом Общества минских врачей, а также и активным членом Минского евангелическо-лютеранского общества, сыграл далеко не последнюю роль в строительстве новой кирхи, когда сгорел храм лютеран. К сожалению, фамильный склеп Гинденбургов не сохранился, как и все остальные его разрушили и сровняли с землей.
Деревенское слепянковское (ныне сквер близ обсерватории)
До недавнего времени, это было кладбище двух деревенек Большая и Малая Слепянка. Оно находилось рядом с обсерваторией, в районе леса Ваньковича, на нынешнем проспекте Независимости. На его территории была церковь, но в начале 1970-х годов, часть кладбища, при реконструкции проспекта, ушла под его трассу. Останки усопших, у которых имелись родственники, были всё же перезахоронены. Оставшиеся могилы в 2004 году были снесены.
Восточное кладбище – самое престижное не только в Минске, но и во всей Беларуси
Восточное кладбище (неофициальное название – Московское кладбище) сегодня считается самым престижным в Беларуси, хоть поначалу таковым оно и не являлось. Открылось оно в 1952 году.
Как правило, здесь хоронят людей высокого ранга. Здесь покоятся с миром советские деятели – Машеров, Козлов, Притыцкий, Корж, Киселев, Сурганов, Макаенок, Корш-Саблин. Здесь же покоятся наши выдающиеся поэты и писатели – Владимир Короткевич, Петрусь Бровка, Кондрат Крапива, Янка Мавр, Иван Шамякин, Василь Быков, музыканты Владимир Мулявин, Яков Науменко, Александр Тиханович, режиссёры Игорь Добролюбов, Михаил Пташук, хоккеист Руслан Салей, художник Михаил Савицкий, выдающийся политик Геннадий Корпенко и многие другие.
Среди мемориалов, пожалуй, самый трогательный и масштабный – это мемориал погибшим в чудовищной давке 1999 года на Немиге.
Напротив входа в Восточное кладбище, через дорогу, в лесу также находится старинное кладбище. Однако власти, в своё время, решили засыпать его землей и посадить деревья. История этих захоронений точно неизвестна.
Ещё одно место массовых захоронений в период Второй мировой войны, прямо у места, где сегодня сияет Академии наук:
Пожалуй, самое трагичное место в Минске, где не только покоятся тысячи безвинно убитых людей, но и место, где их расстреливали – Куропаты (район пересечения микрорайона Зеленый Луг-6 с минской кольцевой автодорогой). Без суда и следствия. Без какого-либо информирования их родственников. Без могилы с именем. Куропаты – стали настоящим символом бесчеловечных зверских сталинских репрессий на беларуской земле.
В Минске было множество кладбищ, не зря его называют городом на костях. Жаль, но зачастую мы видим полное неуважение к этим историческим некрополям. Тем не менее, каждый из нас должен чтить и уважать могилы и, вместе с тем, память о своих родных и близких, отошедших в мир иной. В преддверии Радуницы, самое время вспомнить об этом и найти время, чтобы посетить такие места. Как говорится, кладбище – настоящие напоминание о бренности бытия и вечности душ…