Ратушный и таинственный символ свободы

Башня с часами, место встреч и свиданий, символ Свободы – так определяют и ассоциируют многие горожане изящное сооружение минской Ратуши. Но не все знают её историю и тем более секреты… 

«Ратуша» – от немецкого rathaus – дом, где проходят совещания, советы. Иначе говоря – где осуществляется городское самоуправление. Минск получил право «самоуправляться» в 1499 году. И сразу встал вопрос: где строить ратушу? Где размещать административный центр города? Минск, как и Рим, стоит на семи холмах, хотя в те времена не все холмы еще были освоены. Выбрали тот холм, на котором сейчас находится площадь Свободы. Первое здание ратуши было деревянное. Сгорело. Второе – тоже деревянное. Сгорело. После пожара 1640 года одумались и взялись за камень…

Есть верный признак отличия Запада и Востока. Это замки и замчища. Их создавал только Запад, Европа. Едешь по разным территориям, смотришь по сторонам, кончились замки – значит, ты пересек границу двух сред, двух частей света и очутился в Азии. Те же замки служат разграничителем во времени феодализма и юного капитализма. Пока силен замок, резиденция феодала (князя или барона), пока он является центром поселения, города, – до тех пор стоит на дворе самый настоящий махровый феодализм. Как начали строить ратушу да торговые ряды – началось движение, потек ручеек свободного капитала. Ратуша – символ относительной свободы горожан, граждан.

Наша ратуша на Высоком рынке (впоследствии названном Соборной площадью, а затем площадью Свободы) строилась и перестраивалась многажды. И всегда была центром ярмарок, праздников, мистерий, шествий, балаганных представлений – одним словом гулял тут народ и по-белому, и по-черному. Минск был городом мастеров и лавочников, вот они и устраивали у ратуши настоящие карнавалы: надевали пестрые одежды, каждый цех выставлял свои штандарты, били в бубны, пели – в общем, все было почти как сейчас в Бразилии, только в меньших масштабах. 

В историю вошло свидетельство чеха Бернгарда Теннера, который заехал в Минск в 1678 году и отметил, что главным украшением города является ратуша в окружении магазинчиков и лавочек. Но как она выглядела – бог весть. Гораздо позже, в середине XIX века, у ратуши был проложен круглый бульвар, засаженный пирамидальными тополями. Летом здесь играл оркестр, прогуливались  разодетые в пух и прах местные красавицы.

В 1797 году губернский архитектор Федор Крамер закончил строить большой, слегка вытянутый, двухэтажный дом – его облик послужил прообразом нашей нынешней ратуши. Все в духе классицизма и довольно скромно. Эта ратуша достраивалась, переделывалась, в ней разместили городскую думу, суд, магистрат, гауптвахту, архив, музыкальную школу, оркестр и даже пожарную команду. Структуры из важнейших!

Известный минский историк Владимир Денисов: «По праздничным дням на открытой галерее второго этажа ратуши часто играл городской оркестр. С 1847 г. в этом здании располагался городской театр. Современники вспоминали: «Ратушный театр был невелик, но довольно красиво и изящно отделан». На сцене этого театра несколько раз выступал великий русский трагик В. Каратыгин». Ратушный – радушный – радужный… 

Разрушили ратушу не большевики, как считают некоторые, а царь Николай I, тот, который в свое время подавил восстание декабристов. Царю некие «доброжелатели» поднесли «всеподданнейший рапорт»  – дескать, стоит в Минске нехорошая ратуша, мешает движению по площади, закрывает собой другие здания. И неужели у царя других дел не было, как с минской ратушей разбираться? Начертал на рапорте резолюцию: «Сломать»…

Резолюция появилась в 1851 году, а требуемая на разрушение здания сумма нашлась только шестью годами позднее. Минчане ломать ратушу не хотели, тормозили это дело, как могли, есть даже такой факт, что когда, наконец, выделили деньги, никто не желал участвовать в тендере на снос здания. Но царя надо было слушаться… Так не стало у Минска его символа – знака Магдебургского права.

И площадь поутихла, присмирела.

Вообще площадь Свободы – самая исследованная в столице, здесь каждый дом, каждый камень стоит отдельного рассказа. Но есть на площади одно заколдованное место, накрытое стеклянным куполом. Подойдешь к куполу, глянешь – а там – подземный зал. Как будто провалился кто. Так вот на этом самом месте в 1901 году был поставлен памятник  более прогрессивному, нежели отец, сыну Николая – Александру II, освободителю крестьян от рабства, но к тому времени уже двадцать лет как убиенному народовольцами. Царь в виде бронзового бюста величаво смотрел куда-то вдаль, а на постаменте было начертано: «Императору Александру II благодарные граждане г. Минска. 1900 г.» Памятник, как вы понимаете, простоял недолго. В 1917-м добротный александровский постамент использовали для другого памятника – солдату-революционеру. Боец с винтовкой стоял пару лет. То ли сам упал, то ли разбили. В 21-м постамент переделали в обелиск Минскому совету. Тоже осыпался. В 22-м году царский постамент стал основой памятника Гиршу Леккерту, мастеровому человеку, сапожнику (кстати, к Леккертам, которые производили в Минске пиво, он отношения не имел). Леккерт в начале века стрелял в виленского генерал-губернатора за то, что тот приказал выпороть участников первомайской демонстрации. Впоследствии в прессе шла ожесточенная дискуссия о «полезности» и «вредности» выстрела Леккерта, террорист он или герой-мститель. Как бы то ни было, Леккерта тоже сбросили с пьедестала. В 39-м решили больше не рисковать и открыли на этом месте фонтан со статуей стрельца (стрела предусмотрительно была направлена в ясное небо). После войны исчез и фонтан, остались только его детали, к которым долгое время жались художники, продававшие на площади Свободы свои картины. И вот теперь там – дыра. В нее «ухнули» Александр II, человек с ружьем, Гирш Леккерт, стрелец и, может быть, даже художники.

Но на этом ратуша не заканчивается – под площадью Свободы находится неизученный подземный город, состоящий из засыпанных и местами незасыпанных ходов, которые в своё время сделали монастырские служки. Куда в точности вели эти маршруты, и что там ещё таится под землёй, остаётся загадкой. 

Вам таксама можа спадабацца

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *

Гэты сайт выкарыстоўвае Akismet для барацьбы са спамам. Даведайцеся пра тое, яе апрацоўваюцца вашы дадзеныя.